Тоги, хитоны и прочие греческие драпировки

Греческая девушка

Греческая девушка

Кроме древнегреческой одежды существует еще и древнеримская. И для неискушенного взгляда это одно и тоже, и выглядит это примерно как человек в простыне. Итак стоит разобраться чем разнообразить этот образ и как называются эти одеяния. Хотя бы для того что бы в разговоре щеголять терминами.

Сложно предположить что все гости прийдут на праздник в греческих костюмах. Мужчины вероятно будут чувствовать себя не комфортно, так сказать, без штанов. Поэтому достаточно того, что одежда гостей будет с намеком на греческий стиль. В магазинах, и даже в собственных шкафах, таких предметов гардероба предостаточно. Нужно только посмотреть на этот стиль свежим взглядом.

Современная одежда с греческими мотивами

Современная одежда с греческими мотивами

Летние туники и рубашки с рисунком, имеющим отношение к теме.

Если делать костюм самостоятельно, а не идти проторенной индустриальной дорожкой, следует помнить что греки не шили и не кроили одежду.

Описание одежды Геры, данное Гомером.

Тою душистой оделася ризой, какую Афина,
Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров,
Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,
Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным,
В уши прекрасные серьги с тройными подвесями вдела,
Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала.
Легким покровом главу осенила державная Гера,
Пышным, новым, который, как солнце, блистал белизною.

Если у кого-то еще остались сомнения по поводу цветовой гаммы, то консервативный взгляд на это: белый и слоновая кость. Но это, современное заблуждение о стиле древних греков, навеянное нам мраморными статуями тех времен. А археологами, тем временем, уже доказано, что греки не только носили разноцветные одежды, но и наносили на них узоры, а так же раскрашивали статуи. Но к рисункам на тканях рекомендую относиться с большой осторожностью, проще выбрать однотонные ткани разных цветов.

Белое в платье в греческом стиле

Белое в платье в греческом стиле

Голубое платье в греческом стиле

Голубое платье в греческом стиле

Одежда древних греков была очень проста по своему покрою, она состояла из прямоугольных кусков ткани различной длины и ширины, задрапированных на фигуре различными способами. Состав греческих тканей – шерсть или лен. Но мы можем выбрать любые понравившиеся такани, и приятным бонусом будет то, что после вечеринки можно будет разобрать наряд и сшить из него что либо другое.

Одноцветные ткани можно украсить каймой вышивки, аппликации. Узор стилизованный геометрический или растительный орнамент. Это – меандр, критская волна, пальметта. Орнамент наноситься по горизонтали. И в сочетании с вертикальным линиями драпировки это делает складки особенно выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.

Меандр - варианты орнаментов

Меандр — варианты орнаментов

Свой костюм я делала из куска шелковой ткани завалявшейся на одной из антресолей. Перепробовав из интернета несколько вариантов как ее на себе закрепить, пришла к выводу, что либо кусок слишком маленький что бы он сел так как надо, либо он по тем схемам не ляжет. С одного бока получались на бедре складки, которых не было с другой стороны, так как с той стороны был разрез и ткань ложилась без складок.

Греческое платье из простыни

Греческое платье из простыни

Поэтому я разрезала ткань на два не равных куска. Больший на спину, собранный складками в районе плечевых стяжек, а меньший спереди, соответственно с меньшим количеством складок. На плечах ткань закреплена не только декоративными завязками, но и сшита ниткой, так как шелк материал скользкий и узлы могли развязаться. Талия может быть какой угодно, так как если посмотреть на рисунки, то были и завышенные, и обычные, и заниженные варианты. В Греции это имело значение: низко подпоясанными были девы, а завышенную талию носили замужние дамы.

«Утром одни совлекли корабли на священное море,
В них нагрузивши богатства и жен, подпоясанных низко.»
(Одисея, Гомер)
Тут подразумевается что они забрали женщин незамужних.

Греческая девушка

Греческая девушка

В связи с тем, что я выбрала завышенный вариант, появилась возможность того, что платье будет распахиваться чрезмерно, так как на поясе ткань ничего не скрепляет. Греки могли закалывать края ткани своими булавками, но не сшивать. Я выбрала приемлемый для меня вариант распахивания и просто зашила края, швом внутрь, который маскируется под складку.

Красный шелковый хитон

Красный шелковый хитон

Мой вариант достаточно простой, так что при желании можно усложнить костюм. Кстати, не все обязаны быть греками. Во времена Древней Греции существовали другие народы и они вели торговлю, так что можно предположить, что на таком празднике может оказаться египтянин или араб или еще кто… Главное понимать что, этот маскарад нужен не для создания исторической достоверности, а что бы повеселиться и следовательно все возможно, было бы всем хорошо и весело.

Арабский образ на греческом празднике

Арабский образ на греческом празднике

 

Греческий розовый заяц

Греческий розовый заяц

Самое забавное, что позволяет сделать стиль одежды древней Греции, так это закутать всех в простыни уже в процессе празднования. Для это необходимо выбрать из имеющихся в доме простыней и скатертей подходящие, а так же можно добавить к ним подходящие, обработанные по краям, куски материи. Причем эти куски не обязаны быть размером с простынь, они могут быть относительно не велики, и их можно завязывать на одно плечо. К этой ткани найти тесемки или пояса, а так же булавки или подходящие броши. А так же любые не относящиеся к делу предметы, но которые можно использовать когда весело.

Все в греческом образе

Все в греческом образе

Более подробно о вариантах и традиционных исторических названиях про мужскую одежду в Древней Греции.

Иллюстрации из книг

Хитон (chiton) изготовлялся из прямоугольного куска материи примерно метровой длины или из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи. Хитон на плечах скреплялся пряжками, которые назывались фибулами (fibule). Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым, правое плечо иногда оставляли обнаженным. Иногда хитоны делали с небольшими рукавами. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск, ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. В классический период длинный хитон был ритуальной одеждой. Его надевали жрецы и актеры на сцене. От длинного, присборенного хитона берет начало двойной хитон – диплойдон (diploidon).

Схема хитона

Схема хитона

Роскошный верхний плащ — фарос (faros), более скромный — хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурного цвета. Более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион (himation). Это прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 (4 м, драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Иногда гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium).

Иллюстрации из книг

Хламис (chlamys), меньший вариант гиматиона с размерами примерно 1/2 м. Это одежда, прежде всего, всадников, солдат, юношей и путешественников. Ее скрепляли пряжкой — фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной шерстяной ткани. Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax). Спартанцы чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти натурального цвета.

Греческий воин

Греческий воин

Если есть возможности и желание можно попробовать себя в роли греческого воина в доспехах. Нижней одеждой воинов был короткий хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский период – из меди, а позднее – из сплавов меди. Грекам были известны и кирасы из толстого проклеенного полотна или кожи с нашитыми на них металлическими частями. Для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями.

Ахилл, перевязывающий рану Патроклу

Ахилл, перевязывающий рану Патроклу

Голову воины закрывали шлемом, при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами. Верхней одеждой воинов, был хламис. Полководцы, военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет.

Иллюстрации из книг

Сельские жители и рабы носили большей частью короткий свободно ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо, так называемый эксомис (exomis). Рабы во время тяжелых работ довольствовались одной набедренной повязкой.

"Да или нет?" Джон Ульям Годвард

«Да или нет?» Джон Ульям Годвард

Женская одежда в Древней Греции была значительно разнообразнее и красочнее мужской.

Хитон с отворотом – диплойдий, широкий хитон с застежками вдоль рук: прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 60-70 см. Верхний край его отгибали на 50-60 см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом. Иногда хитон делали из двух кусков неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, — тогда излишек ткани служил для головы покрывалом.

Хитоны с диплодием, ионийческий хитон

Хитоны с диплодием, ионийческий хитон

Диплойдий (отворот хитона) часто отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали из ткани другого цвета. Длина диплойдия могла быть различной: до груди, бедер, коленей. Соотношение диплойдия, колпоса и нижняя части хитона могут создать превосходные пропорции, придающие фигуре стройность.

Иллюстрации из книг

Иллюстрации из книг

Ионический хитон, без застежек вдоль рук: ткани мягкие, довольно тонкие, которые подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов.

Иллюстрации из книг

Иллюстрации из книг

Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на улице.
Спартанские девушки носили хитоны не сшитые с правой стороны, при этом несшитые кромки ткани отделывались каймой и драпировались. Этот хитон назывался пеплос. Афину обычно изображали в пеплосе. На статуях Афины, встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона из мягкой и довольно тонкой ткани и пеплоса из плотной, падающей тяжелыми складками, подпоясанного сверх диплойдия вторым поясом.

Афина

Афина

Костюм гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из серых нарциссов окутывал ее от плеча до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками.» Иван Ефремов «Таис Афинская».

Греческие платья

Греческие платья

Головные уборы и прически

Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке, отброшенной за плечи. В такой шляпе, но с маленькими крыльями, изображали Гермеса. Другим видом головного убора был пилос (pilos) – подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и плохой погоды.

Головные уборы греков

Головные уборы греков

В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем – филле (fillet). Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Греческие прически и аксессуары

Греческие прически и аксессуары

Гречанки носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматиона. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах – фолиях, предохраняющих лицо от загара.

Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. Их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики.

Прическа и хитон с перекрестом

Прическа и хитон с перекрестом

Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы (nimbus) – хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом.

Венок из отдельных листьев лавра

Венок из отдельных листьев лавра

Отдельная тема: лавровые венки. Выше на фотографиях в этой статье есть два типа: один с приклеенными к картонному обручу лавровыми листьями, второй сплетенные из лавровых веток, которые были куплены на рынке в виде лаврового веника. Венки можно использовать как аксессуары, а можно чествовать ими победителей в каких либо конкурсах.

Обувь

Варианты греческой обуви

Варианты греческой обуви

У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. На греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Их часто делали из цветной кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.

Самая простая форма — карбатин, самый распространенный тип античной обуви. Он представлял собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке. В Греции популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене.

(с) Liria

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>